Храм Казанской иконы Божией Матери в Котельниках

социальные сети:
140054, Московская обл., г.о. Котельники, г. Котельники, ул. Малая Колхозная, дом 62А
Пн-Вс, 9:00 – 18:30

Храм заложен в 1675 году царём Алексеем Михайловичем и освящён в августе 1685 года Патриархом Иоакимом в присутствии Натальи Кирилловны Нарышкиной с царевичами Петром (I) и Иоанном. В этот день в качестве царского подарка она преподнесла храму богато украшенную вкладами Казанскую икону Божией Матери — главную святыню храма.

В 1936-1937 годы в храме служил священномученик Вячеслав Занков.

С 1889 по 1910 г. в храме служил псаломщиком священномученик Димитрий Смирнов.

В поселке Котельники в 1925-1926 гг. находился в изгнании святитель Макарий (Невский), митрополит Московский. Его отпевание совершалось в Казанском храме, и здесь же, за алтарем церкви, он был похоронен (ныне его честные мощи почивают в Троице-Сергиевой Лавре).

Праздники, распорядок богослужений

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

21 июля, 4 ноября (6 июля и 22 октября по старому стилю)
Престольный праздник Казанского храма в Котельниках

День памяти священномученика Вячеслава Занкова

13 ноября (31 октября по старому стилю)
Священномученик Вячеслав служил в храме в 1936-1937 гг.

День памяти священномученика Димитрия Смирнова

13 сентября (31 августа по старому стилю)
Священномученик Димитрий Смирнов служил в храме псаломщиком с 1889 по 1910 г.

День памяти святителя Макария (Невского)

1 марта
Святитель Макарий (Невский) в 1925-1926 гг. жил в Котельниках в изгнании. Отпевание святителя совершалось в Казанском храме, и он был погребен за его алтарем.

Богослужения совершаются ежедневно. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.

Ежедневно:

9.00. Утреня.
          Божественная литургия.
9:00 — 12:00. Исповедь

Под воскресные дни (сб) и двунадесятые праздники

9.00. Утреня.
          Божественная литургия.
9:00 — 12:00. Исповедь
17.00. Вечернее богослужение

Молебное пение перед иконой «Всецарица»
По четвергам в 11:45
 
Катехизические беседы перед крещением и венчанием

По субботам в 12:00.

Катехизические беседы перед крещением проводятся по воскресеньям в 12:00. Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь. Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом. Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом. Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения. Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.
Катехизические беседы перед крещением и венчанием проводятся по воскресеньям в 12:00. Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6). «Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов. Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви? Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года. Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца. Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке. При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца. При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником. Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Жизнь прихода

В храме действуют:

  • Библейско-богословские курсы.
  • Воскресная школа «Лучик».
  • Социальный отдел.
  • Приходская библиотека.
В храме регулярно организуются:
  • Паломнические поездки для прихожан.
  • Духовные беседы с пенсионерами; с социальными работниками городов Котельники и Дзержинский.

Духовенство

Исторические сведения

Первые упоминания о Котельниках относятся к началу XVII в. В 1651 г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятыя Богородицы иконы Казанския».

После смерти в ссылке боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству.

В 1683–1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь — из камня, на высоком подклете, с пятью изящными главками и двумя ярусами кокошников. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме.

В 1745 г. были объявлены торги на изготовление иконостаса для Казанской церкви по рисунку архитектора Ивана Мичурина.

В начале XIX в. храм подвергся реконструкции. Так, новый владелец села князь С.М.Голицын вместо недовершенного придела священномученика Харлампия создал придел во имя мученика Панкратия, отделив его от Никольского придела арками. Работы по ремонту и перестройке церкви в Котельниках продолжались во все время владения селом князя С.М.Голицына, который привлек к работам известных мастеров. Автором проекта иконостаса стал архитектор Д.И.Жилярди. В работе над иконостасом принимали участие резчик Дормидонт Быковский, живописец Федор Федотов, золотых дел мастер Н.И.Хованский и скульптор И.П.Витали. Новая четырехъярусная колокольня была возведена по проекту А.О.Жилярди.

В 1902 г. в верхнем храме производились работы по устройству придела во имя святителя Феодосия Черниговского. Прихожане купили в новый придел икону святого, подсвечник и паникадило.

В 1922 г. из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией Матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами.

В 1938 г. церковь закрыли, в начале 1940-х гг. с нее сняли главы, в колокольне разобрали верхние этажи и шатер и в 1957 г. установили резервуар для воды. В 1960 г. храм стал памятником архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» государством не реставрировался. Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества разместил в алтаре Никольского придела гараж и мастерскую по ремонту машин.

В 1990 г. храм вернули Православной Церкви, начались регулярные богослужения. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О.Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни.

В 1992 году, состоялось торжественное перенесение исторической, Казанской иконы Божией Матери, подарка матери императора Петра I, Натальи Кирилловны Нарышкиной, в дар Казанскому храму села Котельники, из Успенской церкви села Жилино, где она находилась весь советский период, в «свой» храм, поселка Котельники. Крестный ход возглавил первый настоятель и возобновитель приходской жизни Казанской церкви священник Андрей Львович Табаченков. После перенесения исторической иконы Богородицы началась быстрая реставрация храма. Предприятия, бизнесмены и Главы поселка, а после и города Котельники, все взялись единодушно за восстановление церкви, уникального памятника культуры России, Федерального значения.

В храме собраны уникальные, «старинные» иконы и церковная утварь и сохраняется красота и атмосфера «царского» храма ХVII века.

Благодаря заботам Председателя Наблюдательного совета группы компаний «Белая Дача» Виктора Александровича Семенова и Главы города Котельники Андрея Алексеевича Булгакова на церкви установлена уникальная архитектурная подсветка, открывающая красоту храма в ночное время.

В 2019 году, состоялось торжественное, Великое освящение Казанской церкви, которое возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

При храме ведется активная приходская жизнь, действует Воскресная школа для детей.

Scroll to Top