Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Верхнее Мячково

Храм и святой источник
социальные сети:
Московская обл., с. Верхнее Мячково, ул. Центральная, 100А
+7(925) 591-53-58
Пн-Вс, 10.00 – 16:00

Храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен на высоком левом берегу Москвы-реки. Построен в 1772 году. В годы советской власти не закрывался.

В храме бережно сохраняются традиции пастырского служения, соборной молитвы и жизни церковной общины.

Вблизи храма находится святой источник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Страстная» и святого пророка Илии.

Праздники, распорядок богослужений

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября (8 сентября по старому стилю).
Престольный праздник храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Верхнее Мячково.

Дни памяти Святителя и Чудотворца Николая

22 мая и 19 декабря (7 мая и 6 декабря по старому стилю).
Престольный праздник. В честь Святителя Николая освящен один из приделов храма.

День памяти пророка Илии

2 августа (20 июля по старому стилю).
Престольный праздник. В честь пророка Илии освящен один из приделов храма и святой источник.

Иконы Пресвятой Богородицы «Страстная»

26 августа (13 августа по старому стилю).
В честь иконы Божией Матери «Страстная» освящен святой источник. Чтимый образ этой иконы находится в Илиинском приделе храма.

Актуальное расписание — на сайте храма →

Богослужения совершаются не ежедневно. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.

В малые праздники, в дни памяти чтимых святых, почитаемых икон Божией Матери:

7.45. Утреня. Часы. Божественная литургия.

По средам:

16.15. Параклис перед чудотворной Страстной иконой Божией Матери.

По субботам:

8.15. Утреня. Часы. Божественная литургия.
16.15. Всенощное бдение.

Накануне двунадесятых, великих и престольных праздников

16.15. Всенощное бдение.

По воскресным и праздничным дням (двунадесятые, великие, престольные праздники):

8.15. Молебное водосвятное пение с акафистом.
9.15. Божественная литургия.

Исповедь совершается во время вечерних и утренних богослужений.

Таинство Крещения совершается по субботам и воскресениям.

Перед Таинством Крещения будущие крестные родители должны обязательно пройти огласительные беседы, которые совершаются еженедельно по субботам в 13.30 или в другой день по предварительной записи по телефонам:
+7-909-986-16-16;
+7-905-590-96-44.

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.

Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Беседы перед Таинством венчания проводятся по субботам в 18.00.

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.

При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.

При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Исповедь совершается во время вечерних и утренних богослужений.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве Причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Жизнь прихода

В храме действуют:

  • Воскресная школа «Белый камень» для детей и взрослых.
  • Социальная помощь (многодетным, малоимущим, беженцам и воинам в зоне СВО).
  • Приходская библиотека в воскресной школе.
  • Приходская библиотека.
  • Детский хор.
  • Молодежный хор.
  • Кружок хореографии.
  • Кружок каллиграфии.
  • Интеллектуальный клуб «Белый камень».
  • Детский летний языковой лагерь «Кораблик» для школьников 7-11 лет.
В храме регулярно организуются:
  • Паломнические поездки для прихожан.
  • Ежемесячное участие детского хора в Божественной Литургии.
  • Участие и организация мероприятий в рамках областных Рождественских образовательных чтений.
  • День православной книги.
  • Праздники воскресной школы:
    — памяти святого благоверного князя Александра Невского;
    — Рождественский праздник:
    — Пасхальный концерт.
  • Катехизаторские беседы.

Исторические сведения

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы расположена на высоком левом берегу Москвы-реки в 23 километрах от Москвы в селе Верхнее Мячково Раменского района. Село Верхнее Мячково известно с XI века. Первое упоминание о храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково Московского уезда относится к XVII веку. По данным окладных книг Патриаршего Казенного приказа церковь в начале XVII века была уже каменной и построена на средства односельчан. Прихожане активно участвовали в добыче камня-известняка и лично участвовали в строительстве белокаменного храма. В 1772 году настоятель храма Стефан Иванов участвовал в строительстве белокаменного храма. На северной стороне храма сохранилась храмозданная доска, текст которой сообщает: «Построена сия церковь Рождества Пресвятые БЦЫ в селе Мячково сего 1772 года июля 5 дня при священнике Стефане Иванове старанием старостою церковным того ж села Мячково крестьянином Ефимом Харитонявым». 1774 год — клировые ведомости свидетельствуют об освящении Богородицерождественской церкви в селе Верхнее Мячково.

Во время Отечественной войны, осенью 1812 года, французская армия ворвалась в село Верхнее Мячково, варварски осквернила церковь: престолы были сдвинуты с места, антиминсы похищены, сняты драгоценные ризы с икон, возведенная сень над Святым престолом сломана, слюда, покрывающая царские врата, выломана.

После Отечественной войны 1812 года началось восстановление Богородицерождественской церкви. В 1843 года началась капитальная перестройка трапезной части храма по проекту архитектора И. П. Лутохина. В ходе строительства были построены два больших с колонами перестиля, сделаны главы над приделами, для обогревания храма под трапезною была устроена камера духового отопления. По данным метрики в 1847 году в храме были устроены придельные иконостасы. Росписи храма заполнили главный придел, трапезную часть и были выполнены техникой масляной живописи.

В 20 — 40 годы XIX века началось почитание иконы Божией Матери «Страстная», которая является списком чудотворного образа Страстного монастыря города Москвы, разрушенного в советские годы.

В конце XIX века была составлена подробная перепись церковного имущества храма, построены здание школы и больницы. На средства умершего крестьянина с. Нижнее Мячково Павла Торопова, при храме была построена деревянная богадельня.

В 1900 году для служения в храм Рождества Пресвятой Богородицы направляют священника Василия Смирнова. В 1906 году при попечительстве отца Василия Смирнова на средства земства и пожертвования частных благотворителей и прихожан в селе было построено новое кирпичное здание для больницы. В 1918 году была попытка закрыть храм Рождества Богородицы, но верующие села Верхнее Мячково отстояли храм. 29 ноября 1918 года настоятель храма Рождества Богородицы отец Василий Смирнов был арестован. Через год после ареста в июне 1919 года отец Василий был переведен в Таганскую тюрьму, а затем в Бутырскую тюрьму. Арест священника вызвал ходатайства прихожан храма и родственников. 15 июня 1919 года состоялось общее собрание крестьян и прихожан села Верхнее Мячково. Был составлен протокол собрания, в котором все собравшиеся прихожане Богородице-Рождественской церкви просили освободить от ареста и до окончания по делу следствия отпустить на жительство в приход под личную ответственность граждан села Верхнего Мячкова. Это письмо было отправлено в следственную комиссию Московского губернского трибунала. 16 июня 1919 года священника Василия Смирнова освободили. После освобождения отец Василий Смирнов продолжил свое служение в храме. Умер в 1921 году, был захоронен у храма с северной стороны.

В годы Великой Отечественной войны в храме непрерывно продолжались богослужения, в это время из Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря с. Лукино в храм была перенесена икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская», которая находилась в храме 50 лет. В годы войны в Верхнем Мячково особенно почитали образ Боголюбской иконы Божией Матери, с которой ходили крестным ходом по всему селу.

В 50 — 70 годы XX века в храме часто менялись священники, но богослужение совершалось непрерывно. Храм с годами приходил в упадок, разрушался парапет, кладка здания, но прихожане старались помочь храму и сохранить былую красоту и величие.

В 1984 году в храм Рождества Богородицы настоятелем был назначен священник Александр Шередекин. С 1985 года начались восстановительные работы в храме: восстановление кровли храма, малых куполов; перекрыт четверик и трапезная часть храма; заменены все кресты и купола храма; позолочен киот и отреставрирована икона Пресвятой Богородицы «Страстная»; проведен газ и оборудована система отопления в храме, перестроено здание сторожки, в ней расположилась просфорная и трапезная для паломников.

В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II образ Пресвятой Богородицы «Иерусалимская» был торжественно перенесен из храма Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково в ставропигиальный Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь.

26 августа 2001 года, в день празднования иконы Божией Матери «Страстная», Его Высокопреосвященство Высопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий торжественно освятил святой источник в честь иконы Божией Матери «Страстная» и Святого пророка Илии.

В 2008-2013 была завершена реставрация пятиярусного иконостаса, благоустройство храмовой территории. В храме Рождества Богородицы собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией Матери «Страстная», находящийся в приделе Святого пророка Божия Илии.

В наши дни сохраняются традиции служения, укрепления церковной общины, ведется просветительская работа с взрослыми, желающими принять крещение, с восприемниками и детьми.

Продолжает работать воскресная школа, которая была открыта при храме в 1995 году. Великие церковные праздники отмечаются всем приходом: дети, родители, учителя воскресной школы, священники, прихожане. Силами преподавателей, родителей и учащихся ежегодно проводятся праздники Рождества Христова, Пасхи, Рождества Богородицы. Праздники — это целые литературно-музыкальные постановки с участием детей и взрослых. Создан детский хор. К каждому празднику выпускается газета. Во время каникул работает детский языковой лагерь, организуются паломнические поездки по святым местам.

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы бережно сохраняет традиции пастырского служения, соборной молитвы, социальной помощи и жизни церковной общины.

Прокрутить вверх