Храм Петра и Павла в Малаховке
Храмовый комплекс
140030, Московская область, г.о. Люберцы, р.п. Малаховка, ул. Советская, 21
Пн-Пт, 9:00 – 14:00
Сб-Вс, 8:00 – 14:00
Деревянный храм Петра и Павла византийско-русской архитектуры построен в 1902–1903 гг.
На территории храма построен крестильный храм в честь священномученика Сергия Лебедева. Его малое освящение совершилось в 2015 году.
Храм имеет приделы: правый — во имя святой равноапостольной княгини Ольги, левый — во имя святителя Алексия, Митрополита Московского.
В 1934-1938 гг. в храме служил священномученик Сергий Лебедев.
В 1932-1938 гг. в храме служил священномученик Петр Марков.
Праздники, распорядок богослужений
День памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
12 июля (29 июня по старому стилю).
Престольный праздник храма Петра и Павла в Малаховке.
День памяти святой равноапостольной княгини Ольги
24 июля (11 июля по старому стилю).
Престольный праздник правого придела храма Петра и Павла в Малаховке.
День памяти святителя Алексия митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца
25 февраля (12 февраля по старому стилю).
Престольный праздник левого придела храма Петра и Павла в Малаховке.
День памяти священномученика Сергия Лебедева
22 марта (13 марта по старому стилю)
Священномученик Сергий Лебедев служил в храме Петра и Павла в Малаховке с 1934 по 1938 гг.
День памяти священномученика Петра Маркова
21 февраля (8 февраля по старому стилю)
Священномученик Петр Марков служил в храме Петра и Павла в Малаховке с 1932 по 1938 г.
Актуальное расписание на ближайшие дни →
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и в некоторые из будних дней седмицы. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.
В будние богослужебные дни
8.00. Утреня. Исповедь. Часы. Божественная литургия.
По субботам
8.00. Утреня. Исповедь. Часы. Божественная литургия.
17.00. Всенощное бдение.
По воскресным дням
9.00. Божественная литургия.
Катехизические беседы перед крещением и венчанием
Крещаемые и венчаемые проходят собеседование со священнослужителем. Крестные и родители крещаемого младенца должны знать наизусть Символ Веры. Также необходимо знать 50 и 90 псалмы.
Крещаемые проходят собеседование со священнослужителем. Крестные и родители крещаемого младенца должны знать наизусть Символ Веры. Также необходимо знать 50 и 90 псалмы.
Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.
Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.
Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.
Венчаемые проходят обязательное собеседование со священнослужителем.
Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).
«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.
Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?
Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.
Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.
Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.
При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.
При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.
Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.
Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).
Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!
Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»
В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».
Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).
Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.
Как готовиться к Св. Причащению
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.
Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.
Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.
Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.
После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.
В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.
Исторические сведения
Деревянный Петропавловский храм византийско-русской архитектуры построен в 1902-1903 гг. на земле, пожертвованной братьями Соколовыми, Александрой Павловной Соколовой, дачевладельцем Львом Петровичем Татаринцевым и инженером путей сообщения Сергеем Константиновичем Власьевским. Акт дарения датируется 17 сентября 1901 г. В скором времени благочинный Московского уезда священник Александр Колычёв испрашивает у духовной Консистории благословения на постройку храма и получает разрешение 3 января 1902 г. Закладка храма приходится на лето 1902 г.
Храм имеет три придела: центральный — в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый — во имя святой равноапостольной княгини Ольги, левый — во имя святителя Алексия, митрополита Московского и Киевского.
Здание, поставленное на высоком фундаменте, завершается шатровым куполом с большой луковкой. Предполагается, что храм построен по проекту архитектора А. В. Щусева.
1 декабря 1934 г. власти запретили колокольный звон, а в 1937–1938 гг. храм был закрыт. (Существует версия что храм был закрыт в 1941 г.). После закрытия храм использовался как пошивочная мастерская и как мебельный цех.
В 1992 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Открыт 29 июля 1992 г. Весной 1993 г. вновь возобновились богослужения.
Храм начал свое восстановление с 1994 г. Был демонтирован надстроенный второй этаж, восстановлены большие окна, заново срублены и поставлены все три алтаря. Установлен шатровый купол, увенчанный медной маковкой с золотым крестом. Стены храма были обиты мебельными щитами.
Сегодня все три придела храма имеют трёхъярусные иконостасы. И украшает, и освещает Петропавловский храм пос. Малаховка круглое одноярусное паникадило из 12 светильников на 36 свечей. Это паникадило было спроектировано и заказано в 2005 г.
В 1999 г. была заказана малая звонница, исполненная мастерами Карачаровского завода на средства Владимира Ильича Холопова. Эти колокола приглашают жителей поселка Малаховка на богослужения с Великого Четвертка 1999 года. Весной 2003 г. храм обрел двухъярусную колокольню. Покраска храма и все прилегающие постройки приходятся на 2010 г. В 2008 г. написаны и установлены на купол храма 8 икон с изображением святых пророков.
В 2008 г. дети воскресной школы храма получили два новых учебных класса, а в 2016 г. классы были обновлены.
На территории храма также построен крестильный храм в честь священномученика Сергия Лебедева. Его малое освящение было совершено в 2015 г. Иконостас данного храма был заказан одной благочестивой прихожанкой храма у компании «Щигры». Иконостас 2-х ярусный, местный ряд иконостаса имеет 6 икон. Обустроен крестильный храм — купальня, полы и кровля — трудами одной благочестивой семьи живущей в пос. Малаховка. На территории храма имеется отдельно стоящее строение, которое реконструировали под трапезную. Все строения и сам храм отапливаются газом.
Правый и левый клиросы у северного и южного пределов были установлены в 2007 г. Храм имеет три крыльца, одно парадное и два боковых, северное и южное. Парадное крыльцо появилось у храма во время строительства колокольни в 1999 г..
12 июля 2012 г. по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия храм был освящен Великим освящением архиепископом Можайским Григорием. 24 июля 2017 г. храм отметил 25-летие приходской деятельности. Праздничное торжественное богослужение совершил в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, епископ Видновский Тихон.
13 июня 2022 года, на Духов День, храм посетил архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Свое первое богослужение Владыка Аксий совершил в Петропавловсом храме 11 декабря 2022 года в день сщмч. митр. Серафима Чичагова.
Доехать до храма можно от Казанского вокзала. метро Выхино и г. Люберцы на электричке «47» км, Быково, Шиферная, Фаустово, Бронницы, до ст. Малаховка. А также от метро Выхино и г. Люберцы — автобусом и маршрутным такси до ст. Малаховка, далее пешком в пределах 9-11 мин.