Храм Петра и Павла в Малаховке

Храмовый комплекс
140030, Московская область, г.о. Люберцы, р.п. Малаховка, ул. Советская, 21
Пн-Пт, 9:00 – 14:00
Сб-Вс, 8:00 – 14:00

О храме

Деревянный храм Петра и Павла византийско-русской архитектуры построен в 1902–1903 гг. 

На территории храма построен крестильный храм в честь священномученика Сергия Лебедева. Его малое освящение совершилось в 2015 году.

Храм имеет приделы: правый — во имя святой равноапостольной княгини Ольги, левый — во имя святителя Алексия, Митрополита Московского.

В 1934-1938 гг. в храме служил священномученик Сергий Лебедев.

В 1932-1938 гг. в храме служил священномученик Петр Марков.

Праздники, распорядок богослужений

День памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по старому стилю).
Престольный праздник храма Петра и Павла в Малаховке.

День памяти святой равноапостольной княгини Ольги

24 июля (11 июля по старому стилю).
Престольный праздник правого придела храма Петра и Павла в Малаховке.

День памяти святителя Алексия митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

25 февраля (12 февраля по старому стилю).
Престольный праздник левого придела храма Петра и Павла в Малаховке.

День памяти священномученика Сергия Лебедева

22 марта (13 марта по старому стилю)
Священномученик Сергий Лебедев служил в храме Петра и Павла в Малаховке с 1934 по 1938 гг.

День памяти священномученика Петра Маркова

21 февраля (8 февраля по старому стилю)
Священномученик Петр Марков служил в храме Петра и Павла в Малаховке с 1932 по 1938 г.

Актуальное расписание на ближайшие дни →

Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и в некоторые из будних дней седмицы. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.

В будние богослужебные дни

8.00. Утреня. Исповедь. Часы. Божественная литургия.

По субботам

8.00. Утреня. Исповедь. Часы. Божественная литургия.
17.00. Всенощное бдение.

По воскресным дням
8.00. Исповедь. Часы.
9.00. Божественная литургия.
 
Катехизические беседы перед крещением и венчанием

Крещаемые и венчаемые проходят собеседование со священнослужителем. Крестные и родители крещаемого младенца должны знать наизусть Символ Веры. Также необходимо знать 50 и 90 псалмы.

Крещаемые проходят собеседование со священнослужителем. Крестные и родители крещаемого младенца должны знать наизусть Символ Веры. Также необходимо знать 50 и 90 псалмы.

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.

Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Венчаемые проходят обязательное собеседование со священнослужителем.

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.

При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.

При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Жизнь прихода

В храме действуют:

  • Приходская библиотека (по воскресеньям с 11:30 до 14:00).
  • Воскресная школа «Колокольцы» для детей.
  • Воскресная школа для взрослых.
  • Социальная группа милосердия.
  • Кружок при воскресной школе для чтецов.
  • Театральный кружок.
В храме регулярно организуются:
  • Беседы прихожан со священником.
  • Паломнические поездки совместно с Преображенским собором Люберцы.
  • Паломнические поездки для молодежи по святыням Подмосковья.

Приход сотрудничает с Малаховским туберкулезным санаторием.
Приход проводит профилактические и реставрационные работы в храме.

Духовенство

Исторические сведения

Деревянный Петропавловский храм византийско-русской архитектуры построен в 1902-1903 гг. на земле, пожертвованной братьями Соколовыми, Александрой Павловной Соколовой, дачевладельцем Львом Петровичем Татаринцевым и инженером путей сообщения Сергеем Константиновичем Власьевским. Акт дарения датируется 17 сентября 1901 г. В скором времени благочинный Московского уезда священник Александр Колычёв испрашивает у духовной Консистории благословения на постройку храма и получает разрешение 3 января 1902 г. Закладка храма приходится на лето 1902 г.

Храм имеет три придела: центральный — в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый — во имя святой равноапостольной княгини Ольги, левый — во имя святителя Алексия, митрополита Московского и Киевского.

Здание, поставленное на высоком фундаменте, завершается шатровым куполом с большой луковкой. Предполагается, что храм построен по проекту архитектора А. В. Щусева.

1 декабря 1934 г. власти запретили колокольный звон, а в 1937–1938 гг. храм был закрыт. (Существует версия что храм был закрыт в 1941 г.). После закрытия храм использовался как пошивочная мастерская и как мебельный цех.

В 1992 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Открыт 29 июля 1992 г. Весной 1993 г. вновь возобновились богослужения.
Храм начал свое восстановление с 1994 г. Был демонтирован надстроенный второй этаж, восстановлены большие окна, заново срублены и поставлены все три алтаря. Установлен шатровый купол, увенчанный медной маковкой с золотым крестом. Стены храма были обиты мебельными щитами.

Сегодня все три придела храма имеют трёхъярусные иконостасы. И украшает, и освещает Петропавловский храм пос. Малаховка круглое одноярусное паникадило из 12 светильников на 36 свечей. Это паникадило было спроектировано и заказано в 2005 г.

В 1999 г. была заказана малая звонница, исполненная мастерами Карачаровского завода на средства Владимира Ильича Холопова. Эти колокола приглашают жителей поселка Малаховка на богослужения с Великого Четвертка 1999 года. Весной 2003 г. храм обрел двухъярусную колокольню. Покраска храма и все прилегающие постройки приходятся на 2010 г. В 2008 г. написаны и установлены на купол храма 8 икон с изображением святых пророков.

В 2008 г. дети воскресной школы храма получили два новых учебных класса, а в 2016 г. классы были обновлены.

На территории храма также построен крестильный храм в честь священномученика Сергия Лебедева. Его малое освящение было совершено в 2015 г. Иконостас данного храма был заказан одной благочестивой прихожанкой храма у компании «Щигры». Иконостас 2-х ярусный, местный ряд иконостаса имеет 6 икон. Обустроен крестильный храм — купальня, полы и кровля — трудами одной благочестивой семьи живущей в пос. Малаховка. На территории храма имеется отдельно стоящее строение, которое реконструировали под трапезную. Все строения и сам храм отапливаются газом.

Правый и левый клиросы у северного и южного пределов были установлены в 2007 г. Храм имеет три крыльца, одно парадное и два боковых, северное и южное. Парадное крыльцо появилось у храма во время строительства колокольни в 1999 г..

12 июля 2012 г. по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия храм был освящен Великим освящением архиепископом Можайским Григорием. 24 июля 2017 г. храм отметил 25-летие приходской деятельности. Праздничное торжественное богослужение совершил в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, епископ Видновский Тихон.

13 июня 2022 года, на Духов День, храм посетил архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Свое первое богослужение Владыка Аксий совершил в Петропавловсом храме 11 декабря 2022 года в день сщмч. митр. Серафима Чичагова.

Доехать до храма можно от Казанского вокзала. метро Выхино и г. Люберцы на электричке «47» км, Быково, Шиферная, Фаустово, Бронницы, до ст. Малаховка. А также от метро Выхино и г. Люберцы — автобусом и маршрутным такси до ст. Малаховка, далее пешком в пределах 9-11 мин.

Прокрутить вверх