Храм Живоначальной Троицы в Наташине, г. Люберцы

Храмовый комплекс
социальные сети:
Россия, Московская область, г. Люберцы, ул. Урицкого, 1
+7(495) 558-30-82, +7(495) 558-50-18
Пн-Вс, 7:30 – 19:00

Ансамбль Наташинской церкви

Храм Святой Живоначальной Троицы и крестильный храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской составляют единый комплекс.

В Троицкой церкви два престола. Главный освящён во имя Святой Троицы, приставной — в честь святителя и чудотворца Николая.

Праздники, распорядок богослужений

День Святой Троицы

седьмое воскресенье после Пасхи
Престольный праздник Свято-Троицкого храма в Наташине.

Дни памяти Святителя и Чудотворца Николая

22 мая и 19 декабря (7 мая и 6 декабря по старому стилю).
В честь Святителя Николая освящен приставной престол Наташинской церкви.

День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля (25 января по старому стилю) или ближайшее воскресенье после него.
Престольный праздник крестильного храма при Наташинской церкви.

Актуальное расписание – в группе храма ВКонтакте →

Богослужения совершаются ежедневно. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.

По будним дням:

8.00. Божественная литургия.
           Молебен о здравии.
           Лития об упокоении.
17.00. Вечернее богослужение.

По субботам

9.00. Божественная литургия.
           Молебен о здравии.
           Лития об упокоении.
17.00. Всенощное бдение.
18.30. Молебен Пресвятой Богородице о мире.

По воскресным дням:

6.30. Божественная литургия.
           Молебен о здравии.
           Лития об упокоении.
9.30. Поздняя Божественная литургия.
           Молебен о здравии.
           Лития об упокоении.
17.00. Вечернее богослужение.

Катехизические беседы перед Крещением и Венчанием:

По субботам, в 12.00.

Катехизические беседы перед Крещением и Венчанием проводятся по субботам, в 12.00.

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.

Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Катехизические беседы перед Крещением и Венчанием проводятся по субботам, в 12.00.

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.

При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.

При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Жизнь прихода

В храме действуют:

  • Воскресная школа «Надежда» для детей.
  • Евангельский лекторий для взрослых.
  • Социальный отдел (оказывается помощь малоимущим, многодетным, беженцам и воинам в зоне СВО).
  • Приходская библиотека.
  • Миссионерский отдел.
  • Молодежный хор.
  • Кружок по вязанию.
  • Паломническая служба.
В храме регулярно организуются:
  • Паломнические поездки для прихожан.
  • Катехизаторские беседы.

Духовенство

Исторические сведения

Идея постройки в посёлке Наташино (ныне вошедшем в черту г. Люберцы) собственного деревянного храма относится к началу 1911 г. К этому моменту количество проживающих здесь дачевладельцев было значительным: в зимнее время более 1000 человек, а в летнее — около 3000. Оказавшись между двумя большими и уже давно сложившимися приходами — Преображенской церкви в Люберцах и Успенского храма в Косино — жители посёлка всё чаще ощущали отсутствие собственного храма, тем более, что посещение соседних приходов каждый раз становилось большой проблемой.

Посёлок был отрезан от Люберец линией железной дороги и чтобы попасть в храм, нужно было переходить её, что при движении в летнее время 100 поездов в сутки грозило опасностью, не говоря уже о том, что приход Преображенской церкви Люберец составлял в это время более 7000 человек и по большим праздникам попасть в храм было невозможно.

«В прошедшее Рождество Христово большинство наших жителей совсем не были в церкви, — писал в Московскую Духовную Консисторию почётный гражданин Василий Карлович Пельтцер, — а те, которые, имея своих лошадей, поехали в Люберцы, возвратились обмороженными, так как из-за тесноты не смогли пробраться в церковь, даже для того, чтобы обогреться от тридцатиградусного мороза…»

Попасть в Косино тоже было трудно, потому что путь туда лежал через большой удельный лес, в котором на прихожан бывали нападения и грабежи.

Летом 1911 г. жители посёлка Наташино создали церковную комиссию по сооружению храма и начали сбор средств на его построение. 20 человек, отмеченных в протоколе заседания церковной комиссии, пожертвовали около 6000 рублей, которых по тем временам было вполне достаточно для сооружения деревянного храма. Кроме того, житель посёлка Евгений Александрович Скальский пожертвовал 1 десятину земли для возведения храма с необходимыми постройками, а также школы и других богоугодных заведений, потомственный гражданин Николай Иванович Миндовский обещал пожертвовать для будущего храма иконостас из церкви своего имения, а неизвестный благотворитель — весь набор колоколов. Таким образом, получив землю для храма и собрав средства, дачевладельцы посёлка Наташино направили прошение Высокопреосвященнейшему Владимиру (Богоявленскому), митрополиту Московскому и Коломенскому (в настоящее время прославлен в лике святых как священномученик, память — 7 февраля по новому стилю).

Сожалея о том, что многие жители посёлка, в особенности женщины и дети, даже в большие праздники остаются без церковных богослужений, дачевладельцы просили Высокопреосвященнейшего Владимира утвердить Строительный комитет под председательством личного почётного гражданина Василия Карловича Пельтцера. Просители сообщали о наличии участка земли, а также заверяли митрополита в том, что денег, пожертвованных на построение храма, достаточно, и что причет церкви будет содержаться на местные средства. В начале 1912 г. из Москвы было получено благословение на начало святого дела. Одновременно благочинному 1 округа Московского уезда протоиерею Михаилу Суворовскому было поручено владыкой проверить всё, что изложено в прошении, в частности, будет ли выстроен вместе с храмом и дом для священнослужителей.

13 февраля 1912 г. отец Михаил в рапорте, направленном Высокопреосвященнейшему Владимиру, заверял, что «в построении храма имеется действительно неотложная нужда, а принимая во внимание религиозные соблазны: сектантство, баптизм, штундизм и проч., намерение обитателей очень доброславно и достохвально». Что же касается помещения для проживания священника, то дачевладельцы сообщили отцу Михаилу, что намереваются просить Высокопреосвященнейшего Владимира произвести в священники для храма диакона Александра Сахарова, прослужившего к тому моменту в московских храмах 43 года и проживавшего рядом с будущим храмом, почему и острой нужды в построении дома пока не видели. Понимая, однако, что будущие священнослужители не всегда смогут жить рядом с храмом, дачевладельцы писали на имя благочинного отца Михаила, что «для другого же кандидата будет нанимаема от Комитета квартира впредь до построения постоянного помещения … озаботимся также и постройкою церковно-приходской школы, которая теперь только желательна, а в недалёком будущем станет необходима, так как посёлок наш быстро растёт».

После того, как все организационные вопросы, таким образом, были разрешены, Московская Духовная Консистория 28 февраля 1912 г. утвердила Строительный комитет. В марте того же года в Строительное отделение Московской городской думы членом Московской Духовной Консистории протоиереем И.Орфанским был направлен на 6 листах проект храма, выполненный архитектором М.Бугровским и смета на его постройку. Однако Строительное отделение не утвердило проект, объяснив свой отказ тем, «что в проекте этом не указано отопление храма и неясно вычерчена конструкция устройства основания восьмигранного шатра над четырёхгранным низом». В мае М.Бугровский исправил и дополнил свой проект, и 18 мая 1912 г. он был утверждён Строительным отделением, после чего Комитетом по строительству церкви было получено разрешение начать строительные работы, к которым приступили безотлагательно. Вся работа по возведению церкви заняла больше года, и в 1913 г. новопостроенный храм был освящён священномучеником Владимиром (Богоявленским) во имя Живоначальной Троицы. Первым священником нового храма стал, как и ожидалось, отец Александр Сахаров.

В страшные безбожные 20 и 30-е гг. храм по молитвам священномученика Владимира избежал закрытия и осквернения. В 20-е годы был закрыт и превращен в колонию Николо-Угрешский монастырь, Преображенский храм в Люберцах был взорван в 1934 г., закрыт Успенский храм в Косино. Троицкая церковь в Наташино осталась практически единственным действующим храмом во всей округе, светя, как крохотная путеводная лампадка во тьме всем, кто искал в те годы дорогу к Богу. Невзирая на то, что история церкви не очень велика, известно, что с храмом были связаны судьбы знаменитых ныне на всю Россию архимандрита Иоанна (Крестьянкина), а также архиепископа Киприана (Зернова). Отец Иоанн, ныне подвизающийся в Псково-Печерском монастыре, нёс в Троицком храме послушание алтарника в далёкие 30-е годы.

Что же касается архиепископа Киприана, то храм в Наташино стал его первым приходом после рукоположения во священники. Отец Михаил (это имя архиепископ Киприан носил до принятия монашества) служил здесь с 1944 по 1945 г.

В 1950 г. настоятелем храма стал священник Константин Голубев, сын новомученика Константина Богородского. Отец Константин вместе с семьёй (у него было 7 детей) проживал при храме в приходском доме и также, как отец Михаил Зернов ходил пешком по всей округе, окормляя верующих людей, он просил, чтобы его подвезли только, если пешком было очень далеко — например, Капотня или посёлок Дзержинского. Отец Константин много заботился о благоустройстве храма. Благодаря ему деревянный пол был первый раз заменён на плиточный, а также было проведено паровое отопление (до этого топили дровами), церковь была впервые после постройки полностью покрашена, позолочены кресты, отремонтирована крыша. В 1964 г. отец Константин обратился в епархию с прошением о переводе, и оно было удовлетворено — он был переведён в Балашиху, где и поселился с семьёй. После отца Константина настоятелем храма стал отец Пётр Турбин, переведённый в Наташино из Удельной. Невзирая на то, что он служил здесь недолго, при нём на церковном участке был устроен водопровод (до этого воду для нужд храма носили в вёдрах из ближайшей колонки). Здоровье у отца Петра было слабое, он часто лежал в больницах и нередко не мог совершать богослужения даже в большие праздники. И вскоре в Троицкий храм был назначен новый настоятель — молодой, только что окончивший семинарию священник Иоанн Прускалёв, прослуживший на этом приходе почти 25 лет. Именно при отце Иоанне храм был расширен на запад, заново расписан (росписи делались на полотне, а затем приклеивались к стенам), переложены полы, сделана ныне существующая ограда, построены в 1969 г. (невзирая на категорические запреты властей строить что-либо на территории церкви) каменные хозяйственные сараи. Прихожане вспоминают, что строить приходилось ночью, чтобы никто не увидел и не донёс. Клали два-три ряда кирпичей — и оставляли до следующей ночи. Так незаметно для всех росли сараи.

В июне 1977 г. на храм обрушилось страшное бедствие (для деревянного храма оно могло оказаться роковым) — пожар. От удара молнии во время грозы вспыхнула центральная глава. Пламя охватило шатёр храма, который успел почти полностью выгореть, прежде чем пожар был потушен. Буквально на следующий день после пожара отец Иоанн приступил к восстановлению храма и уже через три недели все последствия пожара были ликвидированы. В процессе реконструкции новый купол, воздвигнутый на месте сгоревшего, был украшен по синему фону золотыми звёздами, которых ранее не было.

В 1988 г. настоятелем Троицкого храма стал протоиерей Александр Ганаба. Заботясь о привлечении как можно большего количества людей в Церковь и стремясь помочь только что начавшим возвращаться к Богу после 70-летнего перерыва, отец Александр ввёл обязательные огласительные беседы с желающими принять таинство Крещения, выступал с лекциями в домах культуры Люберец. В 1990 г. протоиерей Александр был переведён в Троицкий собор г. Подольска и вскоре назначен секретарём Московского епархиального управления. С любовью и уважением вспоминают о нём прихожане. А в Свято-Троицком храме г. Люберцы настоятелем стал протоиерей Владимир Гамарис. Всё лучшее в церковной жизни, что начинал отец Александр, было продолжено и развито отцом Владимиром.

При отце Владимире отреставрировали росписи, расширили и отремонтировали старый приходской дом, выстроили киоск для распространения икон, свечей и духовной литературы. Также было построено здание крестильни, в котором стало возможно совершать крещение взрослых через полное погружение в специальном баптистерии. В 1997-98 гг. вместо старых тесных хозяйственных сараев выстроили новый двухэтажный церковный дом. В нём на первом этаже разместились просфорня, трапезная, кухня, котельная. На втором этаже здания — ризница, пошивочная мастерская, комнаты для молитвы и отдыха священнослужителей. Пристройка отведена под столярную мастерскую и гараж. В ноябре 2002 г. протоиерей Владимир Гамарис был назначен настоятелем в Троицкий собор г. Раменское, а настоятелем Наташинской церкви стал иеромонах Димитрий (Новосельцев).

В настоящее время в Свято-Троицком храме г. Люберцы проведён ряд реставрационных работ. Продолжает свою работу церковно-приходская школа для детей (обучение проходит в 5-и классах) и взрослых. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером. В Троицкой церкви 2 престола. Главный освящён во имя Святой Троицы, приставной — в честь святителя и чудотворца Николая. В штате храма — 6 священнослужителей: настоятель — протоиерей Петр Иванов, клирики — протоиерей Олег Матвейченко, иерей Вячеслав Зуев, иерей Иоанн Сипович, иерей Михаил Борисов и диакон Никита Кутьенков.

Прокрутить вверх