Храм Петра и Павла в Лыткарине

Храмовый комплекс
социальные сети:
140802, Московская область, г. Лыткарино, микрорайон 6, строение 32
Пн-Вс, 7:00 – 18:00

Ансамбль храма Петра и Павла

В храмовый комплекс состав входят два старинных храма Подмосковья: Петропавловский храм, выстроенный в 1805 году и малый Никольский храм постройки XVII века, в истории которых было немало радостных и скорбных страниц.

C 1932 по 1937 год в храме служил священномученик Леонтий Гримальский.

В 1937 году в храме служил преподобномученик Гавриил (Гур).

Праздники, распорядок богослужений

День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по старому стилю).
Престольный праздник храма Петра и Павла в Лыткарине.

Дни памяти Святителя Николая Чудотворца

22 мая и 19 декабря (9 мая и 6 декабря по старому стилю).
Престольные праздники малого Никольского храма.

День памяти священномученика Леонтия Гримальского

13 сентября (31 августа по старому стилю)
Священномученик Леонтий (Гримальский) служил в храме Петра и Павла с 1932 по 1937 г.

День памяти преподобномученика Гавриила (Гура)

19 ноября (6 ноября по старому стилю)
Препобномученик Гавриил (Гур) служил в храме Петра и Павла с февраля по июнь 1937 года.

Богослужения совершаются ежедневно. В праздничные и другие особые дни церковного года расписание может меняться.

Актуальное расписание на текущую седмицу →

Будние дни:

7.40. Исповедь
8.00. Утреня.
          Божественная литургия.
          Водосвятный молебен.
          Заупокойная лития.
16.00. Вечернее богослужение.

Суббота:

7.40. Исповедь
8.00. Утреня.
          Божественная литургия.
          Водосвятный молебен.
          Заупокойная лития.
16.00. Вечернее богослужение.
            Исповедь.

Воскресные дни и праздники

7.00. Исповедь.
          Божественная литургия.
          Водосвятный молебен.
          Заупокойная лития.
9.00. Исповедь.
          Божественная литургия.
          Водосвятный молебен.
          Заупокойная лития.
17.00. Вечернее богослужение

Катехизические беседы перед крещением и венчанием

По субботам в 15:00.

Катехизические беседы перед крещением проводятся по субботам в 15:00.

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином,если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Если крестится младенец, он должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и воспримет учение Христа всем сердцем и разумом.

Таинство Крещения совершается только после предварительного собеседования, на котором крещающимся, родителям и восприемникам младенцев, будут оглашены начальные понятия православного вероучения.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Крещения, необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Катехизические беседы перед крещением и венчанием проводятся по субботам в 15:00.

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

«Мужья, — говорит ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной — один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Венчание — великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Венчание может быть совершено только над лицами православного вероисповедания, состоящими в браке, зарегистрированном надлежащим образом гражданскими властями и не состоящими в другом церковном венчанном браке.

При оформлении в церковной лавке, должны быть представлены паспорта венчающихся с отметкой о регистрации брака и свидетельство о заключении брака государственного образца.

При подготовке к венчанию, венчающимся необходимо заранее посетить храм и побеседовать со священником.

Чтобы достойно подготовиться к Таинству Венчания необходимо пройти цикл огласительных (о вере) бесед.

Покаяние, или Исповедь, есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе — предательстве Господа, но погиб в отчаянии, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Для достойной подготовки к Таинству Исповеди существует множество литературы, например, труд Святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь Кающимся»

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца — за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: «приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаю во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое поминание».

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется «евхаристией», что значит «благодарение». Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением — молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай — после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с «теплотой», чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого». Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром — молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Жизнь прихода

В храме действуют:
  • Воскресная школа «Лоза»
  • Взрослая воскресная группа
  • Молодежное движение «Спешите делать добрые дела»
В храме регулярно организуются:
  • Паломнические поездки для Воскресной школы и прихожан.
  • Праздничные поздравления и гуляния для прихожан (на Рождество, Пасху, на Масленицу).

Духовенство

Исторические сведения

Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1805 году стараниями крупного русского горнозаводчика и гофмейстера Григория Демидова. Война 1812 года оставила свой разрушительный след, имение и церковь разграбили солдаты наполеоновской армии.

В 1850-е гг. княгиня Елизавета Ивановна Чернышева устроила в храме родовую усыпальницу, где был погребен ее муж, военный министр, светлейший князь Александр Иванович Чернышев.

1905 год стал началом пастырского служения достопамятного батюшки Иоанна Соболева, он был настоятелем четверть века. В начале 1930-х гг. его арестовали и выслали за пределы Московской губернии на вольное поселение.

В 1932 году 4 апреля на смену отцу Иоанну Соболеву приходит служить другой священник — Леонтий Гримальский. В 1935 году протоиерей Леонтий награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года его перевели из Лыткарино в Солнечногорский район.

В том же 1937 году 22 июня в Петропавловский храм был переведен «священник из монахов» Гавриил Гур. Лыткарино стало местом его последнего земного служения Богу. 29 сентября 1937 года он был арестован по ложному обвинению за контрреволюционную агитацию и решением тройки при Управлении НКВД СССР приговорен к расстрелу. Преподобномученик был казнен 19 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле на полигоне в Бутово.

В конце 1930-х гг. церковь была закрыта. Сброшены колокола, сожжены иконы. Чтобы спасти их от уничтожения, прихожане прятали их по домам. Разорен и разрушен семейный склеп рода Чернышевых. В алтаре прорубили дверь. В разное время здесь были столовая, магазин, картонажная мастерская. Казалось, жизнь в храм не возвратится.

Но в 1990 г. здание церкви вернули верующим. Началось возрождение. Началась реставрация храма, восстановление его внутреннего убранства, создавалась крепкая община. Первый молебен в холодной, еще разрушенной церкви, состоялся 21 ноября 1990 года в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Новый настоятель Петропавловской церкви иеромонах Алексий (Вылажанин) сделал все возможное и открыл новую страницу в истории храма.

В 2002 г. завершилась реставрация колокольни, на средства благотворителей была отлита и установлена на возрожденной колокольне малая звонница из пяти колоколов. Благодаря усердию министра строительства Московской области Е. В. Серегина в январе 2003 г. отлит и поднят на колокольню 200-килограммовый колокол. К Пасхе 2005 года строительные леса были сняты и Праздников Праздник лыткаринцы встретили в обновлённом и сияющем красотой храме. Стараниями настоятеля, благотворителей и жителей города храм вновь обрел свое величие и красоту.

В 2010 году стараниями настоятеля протоиерея Василия Александрова осуществлена окончательная подготовка к Великому освящению. И 12 июля 2010 года Петропавловский храм посещает с визитом митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этом памятный день при большом стечении народа было совершено Великое освящение Петропавловского храма.

Социальная жизнь постоянно находится в поле внимания прихода. Молодежь активно привлекается к участию как в богослужениях, так и в повседневных делах. Крепнет и расширяется воскресная школа. Проводятся праздники и соревнования с участием молодых прихожан Петропавловского храма.

При Лыткаринской больнице еще в конце 90-х гг., в помощь ухода за больными, было создано Православное женское сестричество милосердия. Именно трудами сестер и собравшихся вокруг них добровольцев при Лыткаринской больнице был создан освященный в мае 2008 года приписной храм в честь великой княгини Елисаветы.
Проводятся ежегодные Гаврииловские чтения, названые именем лыткаринского новомученика преподобномученика Гавриила (Гура). На этих чтениях освещаются и обсуждаются вопросы, касающиеся разнообразных сторон, как истории, так и современной жизни Православия.

В 2014 году настоятелем Петропавловского храма становится священник Александр Плеханов. С его приходом преображается внутреннее убранство Петропавловского храма. Церковная лавка переносится в отдельное помещение. Пространство в храме для молящихся увеличивается. Полностью замененный иконостас создает особый молитвенный настрой. В Никольском храме продолжаются восстановительные работы. Заканчивается внутренняя отделка, устанавливается новый расписной иконостас. Устанавливаются Престол и Жертвенник, что позволяет возобновить богослужения в храме.

В 2017 году, с назначением настоятелем священника Сергия Жигало активное развитие получает социальная деятельность прихода. Ежедневные богослужения, регулярная проповедь священнослужителей храма и профессиональный хор способствуют молитвенному настрою прихожан. В 2018 году возобновляются регулярные богослужения в храме святителя Николая Чудотворца и продолжается его благоукрашение.

Волонтерское движение «Спешите делать добрые дела», организованное по благословению о. Сергия, принимает активное участие в социальной жизни прихода. Благотворительные ярмарки в помощь детям с проблемами здоровья, помощь пожилым людям, значительная материальная помощь Елатомскому детскому дому, находящемуся в сложном положении, а также адресная помощь нуждающимся жителям города, окормление воспитанников детской группы психолого-педагогической группы «Доброе Сердце» города Лыткарино.

В 2021 году было положено начало написанию икон для иконостаса. Новые ростовые иконы апостолов Петра и Павла, новомучеников Лыткаринских — священномученика Леонтия (Гримальского) и преподобномученика иеромонаха Гавриила (Гура) пополнили местный ряд иконостаса уже в 2022 году.

Дай Бог, чтобы наше внимание к историческому прошлому и искренняя забота о нём, приправленные крепкой верой в Божью помощь, помогли сохранить связь времён и стать достойными преемниками традиций наших прославленных предков.

Scroll to Top