Обзор изданий, посвященных теме новомучеников и исповедников Церкви Русской

Доклад священника Александра Плеханова,
настоятеля Петропавловского храма г. Лыткарино

В истории России прошедший ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви.

Почему именно сегодня важно помнить о подвиге новомучеников и исповедников Российских? Потому что в наше время мы все становимся свидетелями начала очередного гонения на Церковь. Как в начале XX века, так и ныне все это снова покрывается ложью, за которой стоит враг рода человеческого, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Поругание и осквернение святынь выдается за акт политической борьбы, или даже за искусство. Развернувшаяся в СМИ и интернет пространстве массовая дискредитация видных деятелей Русской Православной Церкви, направленная на формирование в умах наших соотечественников негативного образа всей Церкви в целом, называется гражданской критикой и даже борьбой за чистоту православного вероучения. На примере подвига новомучеников мы должны доносить до каждого нашего соотечественника свет Христовой истины, формирующий в личности духовные и нравственные принципы и основы.

В этой связи в Издательском Совете Русской Православной Церкви создана отдельная рабочая группа, занимающаяся вопросом распространения почитания новомучеников и исповедников российских. Не остается в стороне от этого процесса и Московская епархия.

Выступая 2 ноября ушедшего года на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в частности, сказал: «Насущной задачей, требующей своего решения, является ознакомление нашего общества в первую очередь с подвигом новомучеников и исповедников, чья судьба была неразрывно связана с историей Отечества. Главной задачей является просвещение общества, формирование истинных духовных ценностей, чтобы был понятен сам подвиг новомучеников». Владыка митрополит также отметил необходимость каким-либо образом «отдать должное не только тем, кто был прославлен Церковью как новомученики, но и всем пострадавшим в годы репрессий», и подчеркнул важность проведения в организациях общего и дополнительного образования занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этом деле первыми нашими помощниками могут стать книги и периодические издания, посвященные данной тематике.

100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь посвящается издание творений священномученика Митрофана (Краснопольского) архиепископа Астраханского, одним из первых убиенного большевиками за веру в 1919 году. Архипастырь активно боролся с вероотступничеством и многообразными нравственными пороками российского общества. Убедительно звучало его живое слово о Христе, Церкви и православии. В речи в день избрания Всероссийского Патриарха 5 ноября 1917 года он говорил о постигшем русских людей духовном обнищании. «Мы стали холодны, равнодушны к своей вере, и она уже не воодушевляет нас к тем подвигам, какие по ее внушению совершали наши предки. И вот с охлаждением в сердцах наших веры помутился наш разум, иссякла любовь, отошла от нас правда, всюду пошли обман, ложь, грабительство и клятвопреступление; наступила великая разруха Русской земли». Твердое стояние архиепископа Митрофана в вере вызывало у безбожных гонителей ничем не скрываемую ненависть и злобу, побудившие их с ним расправиться. Перед расстрелом святой благословил своих убийц. Кинга носит название: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас. Публикуя гомилетическое наследие священномученика Митрофана, издатели выражают надежду, что читатель откроет для себя в нем величие и красоту личности святого. Его мученическая кончина за Христа придает архипастырским словам и наставлениям особую ценность. Издание открывается житием святого Митрофана, принадлежащим перу игумена Дамаскина (Орловского). Слова и речи разделены на тематические группы: Слова на воскресные дни и переходящие праздники; Слова на двунадесятые непереходящие праздники; Слова и поучения на царские дни; Слова и речи, посвященные работе Государственной думы; Слова и речи против пьянства; Слова о положении Православной Церкви в Белоруссии; Слова и речи о войне; Слова и речи к учащим и учащимся, а также по вопросам образования; Приветственные речи; Слова на разные случаи; Слова надгробные. Материал для издания был собран и подготовлен к печати исследовательской группой во главе с членом Синодальной комиссии по канонизации святых протоиереем Максимом Максимовым.

Другая книга, скорее как учебное пособие, предназначена для изучения периода гонений и увидела свет в связи со скорбным юбилеем в кавычках — столетием октябрьского переворота. Название данного фолианта: 1917–2017: уроки столетия. Данное издание есть не что иное, как сборник материалов Четырнадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений. В редактуре данного издания приняли участие министр образования Московской области М. Б. Захарова, епископ Зарайский Константин, протоиерей Петр Иванов, ассоциация педагогов Московской области. Книга состоит из разделов «Историческая память. Уроки ХХ века»; «Жизнь России перед революцией»; «Исповеднический подвиг в годы гонений»; «Духовно-нравственное содержание в наследии выдающихся деятелей культуры ХХ века»; «Восстановление разрушенных святынь»; «К 200-летию архимандрита Антонина (Капустина)». Авторами статей являются как представители духовенства, в первую очередь преподаватели Коломенской духовной семинарии, так и преподаватели высших и средних образовательных учреждений Московской области. В опубликованных работах события периода 1917–2017 годов в истории и культуре России осмысляются в контексте богословского, исторического, культурологического и педагогического знания. Выступая на закрытии XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений, митрополит Ювеналий охарактеризовал данную книгу как своего рода «дорожную карту» для организации просветительских мероприятий, посвященных итогам минувшего столетия.

Интересный опыт в рамках отдельного благочиния. Раменское благочиние в лице протоиерея Вадима Суворова, Вадима Вадимовича Никонова и Натальи Павловна Ушатовой начали работы по теме «Церковь и репрессии 1920—1950 гг. в Бронницком уезде и Раменском районе». Книга представляет собой исследование подвига пострадавших за свою принадлежность к Русской Православной Церкви и открытое исповедничество веры. Речь идет не только о мучениках и исповедниках, причисленных к лику святых, но и о священнослужителях, церковнослужителях, и о рядовых сотрудниках храмов: просфорницах, членах приходских советов, бывших хоругвеносцах, просто активных прихожанах, не изменивших своей совести в самые тяжёлые для Церкви годы гонений и подвергшихся репрессиям со стороны безбожных властей. Работа фундаментальная, основана на многочисленных документах, в том числе на уникальных, ранее не публиковавшихся архивных материалах и адресована читателям, которые интересуются вопросами взаимоотношения Церкви и государства в период наиболее острого противостояния, а также историческими аспектами духовной, культурной и бытовой жизни Подмосковья. Рабочее название данного издания «За Христа претерпевшие».

Пару слов хотелось бы сказать о новом проекте игумена Дамаскина (Орловского), которому помогает его реализовать миссионерский журнал «Фома». Работа очень большая, по сути отец Дамаскин многие жития новомучеников переписывает заново. И они по одному публикуются в новых номерах журнала. Всего наверно номеров 80 будет со статьями отца Дамаскина. Почему приходится переписывать? Сухой пересказ жизни, известных архивных данных не подходит для миссионерского журнала и его риторики. Поэтому отец Дамаскин стал писать в жанре литературного эссе. Пример жития святителя Луки Крымского.

Название статьи: Как известный святой чуть не отказался от церковного служения

«Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря, у стены, стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой.

В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся». Этот сон епископ Лука увидел в один из самых трагических моментов своей жизни. Ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Но даже ужасное видение не смогло до конца избавить его от сомнений…

Исповеднический подвиг — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми.

Или например житие священномученика Сергия (Заварина), эссе называется: Следствие длиною в день.

Сотрудники НКВД вошли в храм. Они приблизились к священнику и предложили ему отречься от веры и отказаться от сана. Отец Сергий ответил: «Я с верой родился и с верой умру». Затем он поклонился прихожанам, благословил их и вышел из храма, сопровождаемый конвоем. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми сразу же выставили за порог дома, не разрешив что-либо взять из вещей…

В критических обстоятельствах каждому человеку приходится делать решительный выбор. Причем зачастую бывает, что этот выбор отнюдь не похож на выбор нового места работы, исходящий из тех или иных земных соображений, это выбор основных жизненных ценностей в соответствии с верой. Для священника это значило — считает ли он место своего служения, храм, просто местом работы, когда вера, есть она или нет, может почти ничего не значить, или человек выбирает по вере, намереваясь идти узким, но вполне определенным путем исполнения заповедей Господних, всецело отдавая себя в руки Божии. В конце концов, весь выбор сводился к тому, верит ли он в то, что его жизнь со всеми ее прелестями, удачами и утешениями ограничивается рамками земного существования, или главная часть жизни начинается за его пределами, и, следовательно, здешняя жизнь почти не должна браться в расчет. В зависимости от веры человек выбирал и разные жизненные пути.

И так далее, такие размышления отца Дамаскина. Жития каких святых батюшка перерабатывает? Это в основном священники, некоторые миряне, совсем мало архиереев: священномученики Николай Родимов, Павел Березин, Сергий Кротков. Сергий Мечев, есть и наш преподобномученик Гавриил (Гур). Удивительная работа. Благодарю за внимание.

8 февраля 2017 г.